ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДЕТСКОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь одной из важных задач, требующих решения и стоящих на пути к достижению цели воспитания, является «овладение ценностями и навыками здорового образа жизни». Содержание воспитательной работы по формированию здорового образа жизни направлено на «усвоение обучающимися многогранности понятия "здоровье", восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих».
В национальной стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года определено, что «стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылок для его удовлетворения».
Актуальность проблемы здорового образа жизни следует из того факта, что в настоящее время в структуре заболеваемости и смертности на первое место выходит патология, обусловленная нездоровым образом жизни, особенно хроническими неинфекционными заболеваниями. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, растет количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья.
Основной причиной таких заболеваний является дезадаптация человека, когда нарушается его приспосабливаемость к всё более усложняющейся социальной жизни. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации, направленный на формирование адаптивных функций организма.
По мнению Г.С. Никифорова, В.А. Ананьева, И.Н. Гурвича здоровье человека более чем на 50% зависит от окружающей среды и на 15 - 25% - от наследственности и системы здравоохранения. Применительно к детям обусловленность здоровья социальными условиями становится еще больше. Ведущими формирующими факторами применительно к детям оказывается - режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья школьников через изменения стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных условий, связанных с жизненными ситуациями.
Однако практика показывает, что без активного и сознательного участия каждого гражданина в этом процессе решить общегосударственную задачу укрепления здоровья и улучшения качества жизни невозможно. В настоящее время находит признание мнение о том, что улучшение состояния здоровья населения обусловлено, главным образом, не медицинскими вмешательствами, а зависит от качества жизни и обеспечивается через образ жизни, который ведет тот или иной индивид.
Установлено, что более 70% факторов, влияющих на состояние здоровья, являются управляемыми, т.е. зависят от состояния и поведения самого человека. Также на состояние здоровья человека влияет экологическая обстановка в месте его проживания, качества питания и наличия благоприятных природных условий. В районе с экологическими проблемами поддержание здоровья носит первостепенный характер.
Чаще всего сталкиваешься с простым и логическим, но довольно примитивным суждением: здоровье – это отсутствие болезни, а болезнь – это отсутствие здоровья.
На самом деле, болезнь и здоровье (а фактически - норма и патология) – это качественно противоположные понятия, но при отсутствии четкой грани между ними.
Определения понятия “здоровье”, которое могло бы полностью претендовать на всеобщую признанность и абсолютную точность, нет, и основная причина в том, что к человеку нельзя подходить только, как к биологическому, живому организму. Человека надо рассматривать, как существо биосоциальное.
На сегодняшний день более полного понимания здоровья с социальных позиций, чем предложенного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), еще нет: “Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков”.
Ключевым пониманием здесь выступает “благополучие”.
- физическое благополучие – отсутствие патологических изменений в организме при наличии способностей и возможностей человека к хорошей адаптации к изменяющимся условиям среды;
- психическое благополучие подразумевают достаточную психоэмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях;
социальное благополучие – это умение человека достигать созидательных результатов в окружающей его социальной среде.
Таким образом, применив такой подход к интерпретации здоровья, можно увидеть важнейший путь к его повышению через увеличение адаптационных способностей человека.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества.
Профилактическая активность определяется комплексом поведенческих критериев, которые отражают стремление к освобождению от вредных привычек, к устранению в окружающей среде факторов риска для здоровья, к соблюдению режима труда, отдыха, питания, а также своевременное активное посещение медицинских учреждений для профилактических осмотров и диспансеризации, выполнение медико-профилактических рекомендаций.
В результате осознание необходимости укрепления своего здоровья, как личного участия в поддержании и укреплении общественного здоровья, крайне низкое.
Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы, учитывая сложившуюся ситуацию в отношении здоровья подрастающего поколения, это говорит о необходимости принятия срочных мер по улучшению охраны здоровья детей и подростков.
Дети поступают в приют в основном из асоциальных семей. Следовательно, у них слабо развиты навыки ведения здорового образа жизни, на низком уровне находятся знания о ведении здорового образа жизни. Поэтому, говоря о степени развития знаний, умений и навыков в сфере здорового образа жизни, одной из важных задач в рамках приюта – задача формирования основ ЗОЖ.
Дети понимают, что от состояния их здоровья зависит не только качество их личной жизни, успехи в учёбе, достижение желаемых целей, но и жизнь, и здоровье их будущих детей, а также всего общества. Но не все воспитанники полностью осознают важность здорового образа жизни для сохранения здоровья.
Актуальность проблемы здорового образа жизни следует из того эмпирического факта, что большинство детей не придерживаются правил ведения здорового образа жизни и, как результат, неудовлетворительный уровень самочувствия.
Работа по формированию бережного отношения детей к своему здоровью, осуществляется на трёх уровнях:
- социальном (пропаганда ЗОЖ, информационно-просветительская работа);
- инфраструктурном (создание конкретных условий в основных сферах жизнедеятельности при наличии свободного времени и материальных средств — в профилактических учреждениях);
- личностном (создание системы ценностных ориентации человека — стандартизация бытового уклада).
Основными направлениями по формированию культуры ЗОЖ являются:
- определение личностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей (степень мотивации на сохранение, укрепление здоровья и ведение здорового образа жизни);
- выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья;
- обеспечение устойчивого интереса и грамотности в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
- формирование мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле), эмоционально-волевого и ценностного отношения к себе и всему окружающему, воспитание интеллектуальной свободы личности, ответственности за свою жизнь;
- выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.;
- формирование коммуникативной культуры личности (выражение эмоций, профилактика и преодоление факторов, разрушающих здоровье, самообразование в вопросах здоровья) с целью воспитания общей культуры здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития различных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Воспитанники знают, что ЗОЖ – это комплексное понятие, которое состоит из таких компонентов, как отсутствие вредных привычек, правильное питание, полноценный сон, баланс между трудом и отдыхом. Дети понимают, что от состояния их здоровья зависит не только качество их личной жизни, успехи в учёбе, достижение желаемых целей, но и жизнь, и здоровье их будущих детей, а также всего общества. Знания, которые необходимы воспитанникам приюта, можно представить как информированность:
о физическом, социальном, психическом и репродуктивном здоровье;
о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего здоровья;
о здоровье как жизненной ценности;
о факторах, ухудшающих здоровье, и способах их предотвращения или смягчения.
Таким образом, мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и гармоничнее нынешнего, для этого мы должны с сегодняшнего дня начать осознанное движение в направлении оздоровления общества.
раскрыть » / « свернуть