Формирование системы социально-экономических знаний у воспитанников детского социального приюта.
Воспитываясь в детском доме, ребёнок оказывается в некоторой изоляции от общества, социального окружения. Он исключен из естественного семейного быта, у него сужен круг общения со взрослыми. После длительного нахождения в такой искусственной обстановке у ребёнка нарушается процесс вхождения в реальную жизнь социума. В связи с этим в настоящее время актуальным становится осуществление компетентностного подхода в воспитании и обучении воспитанников детского социального приюта.
-Личностная компетентность ребенка включает в себя представления о себе («Кто я? Какой я?), своем предназначении («Что я люблю, хочу, умею?»), ценностные ориентиры и нравственные установки («Что делать нельзя?»)
Формированию личностной компетентности способствует создание разнообразных кружков по интересам: вышивка, бисероплетение, кулинария и др. Участие в данных кружках предполагает раскрытие творческих способностей детей, помогает их духовному развитию.
Компетентный подход определяется как компонент содержания образования, обеспечивающий формирование знаний, умений, навыков, способов практической деятельности, готовности и умения действовать в жизненно значимых ситуациях. Он включает в себя формирование ключевых компетенций.
Компетентность- владение, обладание ребёнком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность не сводится только к знаниям или только к умениям, а «является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.
Реализация компетентного подхода осуществляется на специальных занятиях, в повседневной жизни, в различных видах деятельности, в режимных моментах.
-Социальная компетентность включает умение устанавливать социальные контакты согласно традициям общества; выполнение правил поведения согласно социальной роли.
Актуальным является направление усилий педагога на включение детей в систему социальных отношений, на накопление каждым ребенком опыта свободного, социально полезного поведения, нравственных установок.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому формированию социальной компетентности способствует проведение сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Больница», «Поездка в автобусе» и др.).
Например, через игру педагог учит детей вступать в диалог с незнакомыми людьми, вести разговор по телефону. Затем создает реальные ситуации, где дети должны наладить социальный контакт со своим ближайшим окружением: попросить о помощи у взрослого или, затем эти образцы взаимоотношений отрабатываются с незнакомыми для детей людьми. Мы убеждены, что детский социальный приют должен быть открыт для любых социальных контактов, так как это способствует включению детей в социум.
Познавательно- информационная компетентность включает ориентировку в окружающем мире; использование разных источников информации.
Например, педагог демонстрирует детям изображения овощей и фруктов, рассказывает о способах их выращивания.
На следующем занятии дети например с воспитателем высаживают растения в землю, опытным путем убеждаются в необходимости соблюдения рекомендаций по выращиванию, уходу за растениями.
Таким образом, полученные на занятиях знания закрепляются на практике, дети получают жизненную компетентность.
Непременным условием обучения и воспитания дошкольников является подготовка их к жизни, к функционированию в обществе, воспитание не только знающего, но и умеющего человека, социально адаптированной личности, воспитанники приюта получают подготовку к самостоятельной жизни.
Одной из задач социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является подготовка их к решению социально-экономических задач. Для этого необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса.
Задачи, которые необходимо ставить при формировании у воспитанников системы социально-экономических знаний, следующие:
1.Формирование психологической составляющей готовности ребенка к решению социально-экономических задач.
2.Вооружение ребенка системой знаний в социально-экономической области, способствующих его социальной адаптации.
3.Формирование навыков, умений решать различные социально-экономические задачи; включение воспитанников в процесс решения социально-экономических задач, освоение различных социальных ролей.
Результатом подготовки детей к решению социально-экономических задач будет являться активное и творческое участие воспитанника в процессе самостоятельной жизнедеятельности в социально-экономической деятельности; умение общаться с людьми в ходе решения социально-экономических задач, наличие знаний об особенностях социально-экономических отношений, навыков практического решения возможных социально-экономических задач.
Что должны узнать дети в процессе формирования социально-экономических представлений:
- осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;
- признание авторитетными качеств человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, и вместе с тем – щедрость, честность, отзывчивость, доброта, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи и т.д.);
- умение видеть красоту человеческого творения;
- умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- умение контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
- уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
раскрыть » / « свернуть