Организация работы СПЦ с замещающими семьями - Каменецкий районный СПЦ
РусскийРусскийБеларуская

Организация работы СПЦ с замещающими семьями

Работа социально-педагогического центра с замещающими семьями, принявшими  на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Специалисты социально-педагогического центра с целью поддержания приоритета и престижа семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, популяризации института приемной семьи ведут активную рекламную кампанию, которая включает в себя создание и распространение брошюр, памяток и буклетов, выступление в средствах массовой информации, в трудовых коллективах учреждений района.

Формирование общественного мнения, направленного на реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье;популяризация приемной семьи как эффективной и перспективной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;формирование уважительного отношения к приемным семьям в обществе – такие задачи стоят перед специалистами центра.

Специалистами Каменецкого районного социально-педагогического центра постоянно ведется сопровождение замещающих семей, особое внимание мы  уделяем приемным семьям. В настоящее время в Каменецком районе создано 16 приемных семей. В них воспитываются 31 ребёнок. В д. Турна и г. Высокое действуют детские дома семейного типа в которых воспитывается 16 детей.

Лица, желающие, принять на воспитание детей-сирот, проходят обязательное психологическое обследование и обучение специалистами социально-педагогического центра. Психологическое обследование включает в себя заполнение кандидатами психодиагностических методик, а также устное собеседование, которое помогает выявить мотивы создания приемной семьи или усыновления, личностные качества испытуемых, родительские установки  и  взаимоотношения в семье (супружеские взаимоотношения). Если психодиагностическое обследование проходит успешно, кандидатов в приемные родители и усыновители ожидает следующий этап – обучение (специальный курс подготовки к выполнению родительской роли по программе рекомендованной министерством образования РБ и международной программе «ПРАЙД»).  

После создания замещающей семьи начинается ее социально-педагогическое и психологическое сопровождение. Оно включает в себя:

  • Посещение семьи с целью оказания консультативной помощи приемным родителям  по вопросам адаптации детей в новой семье. У приемных родителей, особенно на первом этапе существования семьи, возникает много вопросов и проблем. Вопросы касаются адаптации детей к новым условиям, личностных качеств и привычек новых членов семьи, обучения в школе, взаимодействия со сверстниками и многие другие. Даже те проблемы, которые для родителей кажутся неразрешимыми, после оказания консультативной помощи специалистами СПЦ, теряют свои масштабы неразрешимости, и у родителей появляется энтузиазм. Наиболее распространенными  темами для консультаций являются такие:

-адаптация ребенка в приемной семье;

- проблема воровства;

- взаимоотношения с биологическими родственниками;

-психологические особенности детей подросткового возраста;

- организация режима дня для ребенка дошкольного возраста.

При посещении замещающих семей консультации оказываются не только родителям, но и детям. Они носят характер свободной беседы о насущных событиях и проблемах детей: учебный процесс, взаимоотношения со сверстниками, детско-родительские отношения. Нередко в беседы включаются элементы психодиагностики, направленной на изучение степени адаптации ребенка в семье, его удовлетворенности условиями проживания и воспитания.

Кроме посещений приемных семей, приемные родители и дети сами могут обратиться за помощью к специалистам. Приемные родители знают, что они в любой момент могут обратиться в социально-педагогический центр, если понимают, что без помощи специалиста им не обойтись.

Специалисты социально-педагогического центра не обходят стороной школы и детские сады, в которых воспитываются и обучаются приемные дети, осуществляют беседы с классными руководителями, педагогами социальными, педагогами-психологами по вопросам адаптации в новом коллективе, по проблемам поведения детей, школьной успеваемости.

  • Особым пунктом хочется отметить организацию ежеквартальных методических объединений приемных родителей. Опыт работы специалистов показывает, что приемные родители с радостью посещают подобные объединения, так как на них затрагиваются всевозможные актуальные темы, касающиеся воспитания детей (фот. 1).

Формы работы на заседаниях методических объединений различные - это тренинговые  и обучающие занятия, беседы, игры. Стараемся меньше использовать лекции, так как такая готовая теоретическая информация усваивается сложнее и ненадолго остается в памяти, ее не всегда удается применить на практике, в отличие от той  информации, которая была проработана в группе совместно в процессе обсуждения, игр, упражнений. 

Специалисты Каменецкого социально-педагогического центра практикуют регулярное проведение праздничных мероприятий, на которые приглашаются замещающие семьи (День семьи, День матери, Новый год и т.д.). Для детей это всегда радость и маленькое приключение: новые знакомства, конкурсы, подарки, возможность проявить себя и удивить других. Проводился в нашем районе и конкурс приемных семей «Моя семья – мой теплый дом».Приемные семьи показали свои творческие способности в сочинении стихов, рисовании, дизайне; проявили свое профессиональное мастерство в решении педагогических ситуаций, знании законодательных актов по защите прав и законных интересов приемных детей (фот. 4-5).

Приемные родители привлекаются к участию в мероприятиях, проводимых в приюте, чтобы сблизиться с детьми, которые возможно, в будущем могут стать членами их семей (фот. 6-7).